Согласно п.1 ст.53 Закона о банкротстве решение о признании должника - юридического лица
банкротом и об открытии в отношении него конкурсного производства принимается судом в случае
установления признаков банкротства, предусмотренных ст.3 названного Закона, при отсутствии
оснований для оставления заявления о признании должника банкротом без рассмотрения, введения
финансового оздоровления, внешнего управления, утверждения мирового соглашения или
прекращения производства по делу о банкротстве.
В ситуации, когда уполномоченным органом должника принято решение о его ликвидации,
состоялось назначение ликвидационной комиссии, не предполагается дальнейшее осуществление
ликвидируемой организацией хозяйственной деятельности.
Поскольку воля участников (учредителей) такого юридического лица направлена на прекращение
существования организации, к данной организации в силу п.2 ст.1 ГК РФ невозможно применить
реабилитационные процедуры (финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое
соглашение), целью которых является сохранение юридического лица.
По этим же причинам к ликвидируемой организации не подлежала применению и процедура
наблюдения. Данная процедура направлена, прежде всего, на проведение первого собрания
кредиторов и выявление на этом собрании позиции гражданско-правового сообщества,
объединяющего кредиторов, относительно возможности применения к должнику реабилитационной
процедуры либо о необходимости введения конкурсного производства как ликвидационной
процедуры (абзац 13 ст.2, ст.73 и 74 Закона о банкротстве).
Однако в отношении ликвидируемой организации точка зрения кредиторов по названному вопросу
не имела правового значения. Так, независимо от мнения кредиторов, высказанного на первом
собрании, недопустимо обязывать участников корпорации, учредителей унитарных организаций
осуществлять экономическую деятельность через юридическое лицо, о судьбе которого ими уже
принято решение о ликвидации.
Если судебным актом, подтверждающим требования кредитора, обратившегося с заявлением о
признании должника банкротом (заявителя), взысканы проценты по дату фактического исполнения
судебного акта, то на основании абзаца 1 п.1 ст.4 Закона о банкротстве в реестр требований
кредиторов по результатам проверки обоснованности этого заявления включается сумма этих
процентов, рассчитанная на дату подачи в суд заявления о признании должника банкротом,
поскольку в таком случае вся эта сумма подтверждена судебным актом.
Если же судебным актом взысканы проценты по состоянию на определенную дату в
конкретной сумме, то в реестр требований кредиторов включается только эта взысканная судом
сумма процентов, а проценты за период с упомянутой даты до даты подачи заявления о признании
должника банкротом, поскольку они не подтверждены судебным актом, не могут быть включены в
реестр на стадии проверки обоснованности данного заявления.
Судебная практика исходит из того, что для привлечения к субсидиарной ответственности само по
себе наличие у должника формальных признаков банкротства не является достаточным основанием
для вывода о возложении на руководителя должника ответственности за исполнение обязанности по
обращению в суд с заявлением в порядке ст.9 Закона о банкротстве, поскольку само по себе
возникновение у хозяйствующего субъекта кредиторской задолженности не подтверждает
наступление такого критического момента, с которым законодательство о банкротстве связывает
зависимость инициирования процедуры несостоятельности и субсидиарную ответственность
руководителя должника.
Поэтому, в частности, неоплата долга кредитору по конкретному договору сама по себе не
свидетельствует об объективном банкротстве должника, в связи с чем, не может рассматриваться как
безусловное доказательство, подтверждающее необходимость обращения его руководителя в суд с
заявлением о банкротстве (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1
(2021), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 07.04.2021.
При наличии признаков банкротства и при отсутствии оснований для введения финансового
оздоровления и внешнего управления, суд принимает решение о признании должника банкротом и
об открытии конкурсного производства. Таким образом, обращение с ходатайством о признании
должника банкротом и о введении конкурсного производства по общему правилу отнесено к
компетенции собрания кредиторов.